Права покупателя в магазине…

04.03.2014

Права покупателя в магазинеМы привыкли к тому,что в последние годы все больше стало открываться новых магазинов самообслуживания. Никто не спорит - очень удобно. Не нужно больше стоять в длинных очередях, можно подолгу бродить среди витрин, рассматривать и выбирать то, что пришлось тебе по вкусу и по карману, неспешно складывать товары в корзинку, не торопясь подходить к кассе, и рассчитываться.
Однако, переступая порог магазина самообслуживания, покупатели часто сталкиваются с рядом существенных ограничений и не знают как поступить.

Знаете ли вы права покупателя в магазине?

Насколько правомерны действия администрации данных магазинов?

Попытаемся в этом разобраться. Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

  1. Допустим, что вы случайно сломали или разбили товар.
    Согласно статьи 211 ГК РФ  риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник.  До продажи товара им считается продавец. К покупателю риски переходят в тот момент, когда продавец реализовал ему товар (ст. 459 ГК РФ). Сделка розничной купли-продажи считается совершенной после выдачи покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
    В то же время все сказанное верно лишь для случаев, когда покупатель случайно испортил товар.
    Иная ситуация, если порча товара произошла по вине покупателя и была умышленной. В этом случае он обязан возместить нанесенный вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Вину должен доказать магазин. Гражданский кодекс признает лицо невиновным, если оно проявило должную «заботливость и осмотрительность» и приняло все меры (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
    Взыскать стоимость испорченного товара можно, только если покупатель согласен, что гибель или повреждение товара произошли по его вине. В противном случае администрация магазина не вправе заставлять его возмещать ущерб.
    Нельзя угрожать покупателю, применять к нему силу, проявлять грубость – подобные действия могут быть расценены как превышение полномочий службы охраны, оскорбление, вымогательство.
    Если администрация магазина уверена в умышленном причинении вреда, а покупатель отказывается возместить убыток, то руководство вправе обратиться в суд. Главным доказательством при этом будут акты и протоколы, которые нужно составить при участии человека, причинившего вред имуществу.
    Однако, на практике в таких случаях магазины редко обращаются в суд. Ведь обычно риск случайной гибели товаров уже заложен в их стоимость.
  2. Если вы вошли в торговый зал с продуктами, купленными в другом магазине...
    Конечно, желательно с продуктами, купленными в другом магазине в торговый зал не входить. Но, если уж так получилось, что вы, например, забыли, что  у вас в сумке лежит целая шоколадка!  А здесь таких шоколадок целая полка…
    Как теперь доказать, что вы ее не украли?
    По идее, доказывать вам ничего и не придется: никто не может полезть в вашу сумку, чтобы посмотреть, не лежит ли там вдруг шоколадка. На выходе "запищать" она тоже не сможет, так как рамки не реагируют на товар, который уже прошел через кассу.
    Но, если так случилось, что проблемы с администрацией все же возникли, есть несколько способов доказать, что вы не воришка.
    Во-первых, можно показать чек, если злополучную шоколадку вы купили недавно и он сохранился.
    Во- вторых, можно попросить администрацию проверить, есть ли вообще такой товар на полках, возможно такого товара здесь нет в продаже.
    В-третьих, попросить посмотреть записи с камер наблюдения.
    В- четвертых, потребуйте произвести ревизию товара. На самом деле, благодаря современному оборудованию, которое установлено в большинстве магазинов, сделать это совсем несложно. По коду товара в специальной компьютерной программе можно выяснить, сколько его было выставлено на полки в этот день и сколько уже успели продать. Остается лишь сверить цифры и таким образом окончательно убедить администрацию в том, что никаких шоколадок вы не крали.Согласно пункту 34 Примерных правил работы предприятий розничной торговли (Правила), утвержденных письмом Роскомторга от 17.03.1994 №1-314/32-9, сотрудники магазинов самообслуживания не имеют права требовать от покупателя, при входе в торговый зал магазина, предъявления приобретенных в других торговых точках товаров, а при выходе, не обязаны проверять правильность оплаты покупаемого товара и осматривать личные вещи. Но, при этом, покупателю нужно при входе в торговый зал магазина самообслуживания с вещами, поставить в известность работников магазина, обычно охранника, об идентичных товарах, купленных в других магазинах (абзац 4 пункт 42 Правил).
  3. Вас заставляют оставить сумку (вещи) в камере хранения...
    В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с этим магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать Вас к заключению такого договора не может никто. И магазин об этом отлично знает. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса.
    В ситуациях, когда покупатели сдают вещи в камеру хранения магазина, т.е. поместили самостоятельно в ячейку с номером и закрыли на ключ, между магазином и покупателем образуется договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению вещей, условия которого предусмотрены в статьях 886, 887, 902 ГК Российской Федерации. Пункт 1 статьи 886 ГК РФ предусматривает, что «по договору хранения одна из сторон (хранитель), т.е. магазин обязуется хранить вещи, переданные ей другой стороной (покупателем), и возвратить эти вещи в сохранности».
    Статья 887 ГК РФ предусматривает: «Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: ...номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом, либо обычна для данного вида хранения».
    Статья 902 ГК РФ устанавливает, что «при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:
    1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
    2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.
    Таким образом, получается, что, если покупатель соблюдал указанные выше условия помещения в ячейку камеры хранения вещей, но они были украдены, то  покупатель имеет законное право вызвать полицию, написать заявление на имя директора магазина, описать утраченное имущество и потребовать компенсации за несохраненные вещи.
  4. Вы не хотите показывать содержание сумки по требованию охранника...
    И, между прочим, вы правы! Поскольку сотрудники охраны магазина не имеют права досматривать ни вас, ни ваши вещи.
    Охранник имеет право попросить вас показать ему покупки, сделанные в данном магазине, но не более того. Согласно российским законам, правом на личный досмотр обладают только сотрудники милиции, которые могут производить его только в присутствии 2 посторонних свидетелей и с составлением протокола досмотра. Показания к такому досмотру должны быть достаточно веские - сигнал охранной магнитной рамки о проносе товара или наличие видеозаписи о краже  вами товара.
    Если этих двух обвинительных факторов нет в наличии – охранники не имеют права предъявлять к вам никаких претензий.
    Положения об этом содержатся в той или иной мере в различных правовых актах. Вот вам кое-что, на что можно ссылаться.

    • Конституция РФ(статья 22)

    Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

    •  Федеральный закон «О полиции» ст. 13 Права полиции:

    .… проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

    • Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

    -  Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
    -  Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
    То есть, общие принципы законодательства РФ говорят о том, что подобные действия могут производиться только сотрудниками правоохранительных органов и  только в соответствии с действующим законодательством РФ.

  5. Вас не пропускают в магазин с детской коляской.
    Запрет на въезд в магазин с колясками попадается достаточно часто.
    Только в этой ситуации закон полностью на стороне женщины. Запрещать вход с коляской никто не имеет права. Существует ряд документов, регламентирующих эту проблему.
    Для жителей Москвы есть Закон № 3 от 17 января 2001 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изменениями от 21 ноября 2007г.).
    Он гласит, что маломобильных граждан не просто обязаны пропускать в любые учреждения города, но и должны обеспечить им все условия для того, чтобы они могли туда беспрепятственно попасть (ставить пандусы, делать поручни и пологие спуски и т.д.). К маломобильным гражданам, в соответствии с данным законом, относятся не только инвалиды, но и «граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски». За его нарушение установлена административная ответственность.
    Также можно сослаться на ряд других законов.
    Ч.1 ст.27 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин России имеет право на свободное передвижение. Ребенок в коляске не является исключением, а поскольку сам он передвигаться пока не может, его обязаны пропускать везде вместе с коляской.
    В ст. 426 ГК РФ («Публичный договор») и 492 ГК РФ («Договор розничной купли-продажи») написано, что организации не вправе «оказывать предпочтение одному лицу перед другим», также не допускается отказ от предоставления потребителю товаров и услуг. Это обозначает, что магазин обязан продавать товар всем желающим, не ставя ограничений. В действующем законодательстве нет норм, запрещающих вход в объекты социальной структуры мамам с колясками.

Зная права покупателя в магазине, можно и нужно их отстаивать.  Этим Вы поможете не только себе, но и другим людям, у которых возникают точно такие же сложности.
Удачи!

Читайте также:

Когда магазин не прав

 


Еще с сайта:
Комментарии к записи "Права покупателя в магазине…"
Перейти к форме комментирования
  1. Также стоит добавить, что сотрудники магазина не могут запретить покупателю заходить в магазин с габаритными вещами и сумками в силу публичности договора розничной купли-продажи.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля